5 причин покупать электромобили из Китая
По официальной статистике BloombergNEF, в период с 2017 по 2023 годы в Китае было продано 18 млн электрических автомобилей. Это в 4 раза больше, чем в США, и около 50% от общего количества продаж в мире. Трудно отрицать стремительную экспансию китайских производителей EV в странах Европы и СНГ. Так в чем причина столь быстро растущей популярности электромобилей из Китая?
Доступность
Относительно низкая стоимость EV-автомобилей китайского производства – это один из основных факторов, на которые обращают внимание покупатели как из Китая, так и с зарубежных рынков. По сравнению с их доступностью меркнут как европейские, так и американские электрические авто.
В ассортименте компаний из КНР есть десятки моделей EV, которые продаются по ценам в районе 5-10 тысяч долларов США. Конечно, автобренды устанавливают такие ценники на внутреннем рынке, и на экспорт машины поставляются дороже. Тем не менее цены иногда и правда удивляют.
Взять, например, популярный в Беларуси компактный кроссовер BYD Yuan Up. Его цена составляет около 16 тысяч долларов США. За эти деньги покупатель получает 401 км запаса хода, динамичный разгон (от 0 до 100 км/ч за 7,9 секунд), современный дизайн и 12,8-дюймовый тачскрин в салоне.
За чуть большие деньги в районе 18 тысяч долларов США предлагается стильный седан DEEPAL SL03. Гибридный электрокар достигает скорости в 100 км/ч за 5,9 секунды и может проехать до 1140 км в рамках цикла EPA. В салоне много места, адаптивный круиз-контроль, большой сенсорный экран.
Таких примеров можно привести десятки. На фоне конкурентов цены выглядят гораздо интереснее. Например, самая дешевая Tesla Model 3 продается по прайсу в среднем от 40 тысяч долларов США.
Ассортимент
Производство электромобилей в Китае развивается семимильными шагами. Чуть ли не каждый год появляются новые компании и суббренды крупных автокомпаний, а анонсы новинок происходят буквально ежемесячно. Есть из чего выбирать – в этом авто из КНР вне конкуренции.
Вот основные типы электрического транспорта, которые пользуются популярностью в Беларуси:
- Компактные кроссоверы. Например, уже упомянутый выше бюджетный BYD Yuan Up.
- Среднеразмерные SUV. 5-местные электрокары по типу BYD Song Plus и LI L7.
- Крупногабаритные SUV. Хороший выбор для семей (6 или 7 мест). Li L9 и ему подобные.
- Электрические минивэны. В этой категории больше всего привлекает Zeekr 009.
- Седаны. Автомобили GAC AION S, DEEPAL SL03, BYD HAN и многие другие варианты.
Китайские производители электромобилей предлагают разнообразие по десяткам характеристик. В том числе это дальность хода, мощность, тип привода, ускорение, количество посадочных мест. Не последнюю роль играют оснащение салона, ассортимент доступных опций комфорта и безопасности, стоимость.
Технологии
На чем разработчики EV-транспорта из Поднебесной не экономят, так это на оснащении своих машин высокими технологиями. Вот несколько примеров того, что можно увидеть даже в недорогих EV:
- десятки ассистентов водителя для безопасного и комфортного вождения;
- системы автоматического пилотирования с использованием камер и LiDAR;
- проекционные дисплеи с выводом настраиваемой информации на лобовое стекло;
- большие сенсорные дисплеи для водителя и пассажира на переднем ряду.
В некоторых моделях крупные автокомпании реализуют в том числе полноуправляемое шасси, гидропневматическую подвеску, системы жидкостного охлаждения и обогрева аккумулятора. Да, у ряда европейских и американских конкурентов все это тоже есть, но обычно за куда большую цену.
Обслуживание
В отличие от европейских стран производителей электромобилей, Китай не вводил санкции против Беларуси и России. Отсюда отсутствие проблем с поставками как самих машин, так и ассортимента комплектующих для их технического обслуживания. Этого нельзя сказать про запчасти из Европы – в их отношении наблюдается как дефицит, так и связанное с ним резкое увеличение стоимости.
Хотя новые электрокары эксплуатируются сравнительно недавно, и информации о том, что у них чаще всего ломается, пока нет, машины выглядят надежно. Тот же кузов у многих электрокаров из КНР проходит оцинковку, благодаря чему металл хорошо защищен от коррозии.
Автомеханики в Беларуси и странах СНГ постепенно нарабатывают опыт обслуживания азиатских EV, производство которых в скором времени планируется наладить на белорусском предприятии «БЕЛДЖИ». Напоминаем, что на нем уже изготавливаются многие автомобили совместно с Geely.
Большой запас хода
В сравнении со многими конкурентами из Европы и США, электромашины крупных производителей из Азии отличаются большей дальностью хода. Нередко в продаже встречаются модели, у которых емкости аккумулятора достаточно для преодоления до 600 км на одной зарядке по циклу CLTC. Есть и более дальнобойные модели, правда, их стоимость уже не получается называть демократичной.
Несмотря на то, что у азиатских электрокаров есть и недостатки, их популярность растет большими темпами и продолжит это делать в обозримом будущем. Так, согласно прогнозам, уже к 2026 году в КНР более 50% от общего количества автомобилей будут на электрической тяге. В других странах мира, включая крупные по типу США, этот показатель, по оптимистичным прогнозам, достигнет 25%.