Контакты
Автосалон новые авто и с пробегом
+375 (29) 153-10-10
+375 (29) 153-10-10
Минск
+375 (29) 153-10-10
+375 (29) 153-10-10

Что такое рекуперация энергии и как она работает?

Рекуперация энергии – это одно из важных преимуществ современной электрической машины. Технология позволяет частично возвращать и повторно использовать энергию, которая иначе бы пропала впустую. Давайте разберемся, как работает этот процесс и какую выгоду он приносит.

Основы рекуперации 

Рекуперация происходит от латинского слова «recuperatio», что переводится как «возвращение». Принцип заключается в том, чтобы преобразовать кинетическую энергию, возникающую при движении автомобиля, в электроэнергию, которую затем возможно сохранить в аккумуляторе. 

В обычных машинах торможение превращает кинетическую энергию в тепловую, которая рассеивается в воздухе и ускоряет деградацию тормозов. В электрокаре эта энергия улавливается и направляется обратно в аккумулятор, увеличивая тем самым запас хода транспортного средства.

Как же это работает?

Процесс рекуперации запускается во время торможения. Когда водитель нажимает на педаль тормоза или отпускает акселератор, электромотор переключается в режим генератора. В этот момент запускается последовательный порядок действий:

  1. Кинетическая энергия движения преобразуется в электрическую.
  2. Образовавшаяся энергия направляется в аккумулятор, заряжая его.
  3. Электромотор создает тормозной момент, замедляя автомобиль.

В итоге машина замедляется не только за счет обычных тормозов, но еще и благодаря работе электродвигателя, что уменьшает износ тормозных колодок и приближает момент остановки. 

Рекуперация энергии у EV

Когда это эффективно?

Эффективность рекуперации – величина непостоянная, так как зависит от нескольких факторов:

  • Характер местности. Спуски и холмы позволяют получить больше энергии, так как процесс торможения длится более продолжительное время.
  • Плотность трафика. Частое торможение и ускорение в режиме «старт-стоп» повышают количество возвращаемой энергии обратно в аккумулятор. 
  • Скорость движения. Чем выше начальная скорость электромобиля, тем больше энергии можно восстановить.
  • Масса автомобиля. У более массивных машин кинетической энергии больше, поэтому процесс рекуперации работает продуктивнее.

На практике рекуперация электродвигателя может вернуть до 70% энергии, затраченной на движение. В результате она позволяет увеличить пробег на одной зарядке на 10-15%.

Когда это неэффективно?

Однако существуют ситуации, в которых рекуперативное торможение работает не так хорошо. В первую очередь это движение по ровной дороге без использования педали тормоза. Если батарея заряжена на 100%, дополнительная энергия не сохраняется – ее попросту некуда накапливать. 

Низкие температуры снижают способность аккумулятора к получению электроэнергии, что также ограничивает эффективность рекуперативного торможения. Несмотря на некоторые минусы, даже частичное использование этой технологии приносит весьма заметные водителю результаты. 

Рекуперация энергии при торможении у электромобилей

Преимущества технологии

Система рекуперации электроэнергии не только увеличивает запас хода, но и приносит плюсы:

  • экономия электроэнергии в целом, так как снижается частота зарядки от электросети;
  • меньшая нагрузка на тормозные механизмы значительно продлевает их срок службы.
  • меньше энергии тратится впустую, что делает транспорт более экологически чистым.

Современные электрические авто от брендов Voyah, Tesla и ряда других предлагают возможность настройки уровня рекуперативного сохранения электроэнергии. Например, при высоком уровне наблюдается интенсивное замедление и максимально быстрая дозарядка высоковольтной АКБ. На низком, напротив, можно добиться движения «накатом» и также экономить электроэнергию.

Некоторые модели, такие как Nissan Leaf и BMW i3, оснащены трехуровневыми системами, позволяющими водителям выбирать оптимальный режим в зависимости от дорожной ситуации.

Перспективы развития

Технология продолжает развиваться. Ученые и инженеры работают над тем, чтобы увеличить эффективность системы. Например, разрабатываются решения, которые позволят использовать рекуперацию не только при торможении, но и во время обычного движения, что может удвоить объем возвращаемой энергии. В будущем это позволит увеличивать запас хода на 40-50%.