Обслуживание электрокара: все, что надо знать владельцу
Электромобили требуют меньше обслуживания, чем автомобили с ДВС, но полностью от него все же не освобождают. Все еще надо следить за системой охлаждения, редуктором, аккумулятором, кондиционером и тормозной системой. Давайте разберемся, что, как и когда нужно обслуживать.
В чем особенности ухода за электрокаром?
Электромобиль не имеет двигателя внутреннего сгорания, коробки передач и топливного бака. Вместо этого установлены электромотор, редуктор и аккумуляторная батарея. В конструкции отсутствуют свечи зажигания, ремень ГРМ и система выхлопа.
Все это накладывает определенные особенности на техническое обслуживание электрокара. На чем-то можно сэкономить, а что-то требует более тщательного ухода и пристального внимания, нежели в автомобиле с ДВС.
Что нужно обслуживать в электрокаре?
В первую очередь обслуживание электромобиля подразумевает уход за системой охлаждения. В электрокарах оно бывает воздушным и жидкостным. Второе распространено больше, так как оно более эффективно отводит тепло от электродвигателя, силовых цепей и высоковольтной батареи.
Производители электромобилей KIA, Tesla и других брендов рекомендуют менять охлаждающую жидкость каждые 60000–800000 км или раз в 4-5 лет в зависимости от того, что произойдет ранее.
В конструкцию системы охлаждения входят радиаторы, помпа и датчики, поэтому их необходимо регулярно проверять на предмет наличия загрязнений и протечек по причине разгерметизации.
Замена масла в редукторе
Вместо классической коробки передач в электромобилях используется редуктор. Он передает крутящий момент на колеса от электромотора. Масло в редукторе выполняет две функции сразу – смазывает и охлаждает механизмы. Рекомендуется менять его раз в 50000-60000 км или каждые 2-3 года. Объем жидкости в редукторе обычно небольшой – варьируется от 1 до 2 литров.
Аккумулятор и электросистема
Главный элемент электрокара – высоковольтная батарея, работа которой зависит от состояния электропроводки и вспомогательного 12-вольтового аккумулятора. Последний отвечает за запуск основной АКБ и питание вспомогательных систем. Его рекомендуется менять каждые 3-5 лет.
Основная высоковольтная батарея теряет 20-30% емкости за 8-10 лет эксплуатации. Чтобы этот процесс деградации максимально, рекомендуется заряжать АКБ от медленных зарядных станций и не допускать полного разряда. Однако рано или поздно аккумулятор все-таки придется менять.
Что касается электрической проводки, она требует визуального осмотра и очистки контактов от загрязнений. Высоковольтные компоненты обычно скрыты под корпусом, и не требуют ухода.
Система кондиционирования
В электромобилях кондиционер и отопитель работают от электрического компрессора и теплового насоса. Очистка кондиционера проводится каждые 2 года (в зависимости от модели электрокара). Фильтры салона меняются раз в 2-3 года, HEPA-фильтры – каждые в 3-4 года.
Ходовая часть и тормозная система
Подвеска, рулевое управление и тормоза электромобиля аналогичны автомобилям с ДВС, но имеют особенности эксплуатации. Ходовая система требует периодической диагностики. Замена втулок, пыльников и сайлентблоков проводится по мере появления признаков изнашивания.
Тормоза подвержены износу медленнее, чем у автомобилей с ДВС, благодаря рекуперативному торможению. Колодки и диски могут прослужить до 100000 км. Из-за редкого использования тормозных механизмов рекомендуется очистка и смазка суппортов раз в 20000-40000 км.
Балансировку и выравнивание колес рекомендуется делать каждые 16000-19000 км. Тормозная жидкость теряет свои свойства в первые два года, поэтому следует менять ее с этим же периодом.
Пример планового обслуживания
На основе перечисленных выше рекомендаций можем составить примерный план обслуживания электромобиля Voyah или электрокара любой другой марки. Выглядит он следующим образом:
- каждые 10000-20000 км проверка состояния тормозных суппортов, балансировка колес;
- каждые 2 года замена воздушного фильтра салона, проверка тормозной жидкости;
- каждые 3-5 лет замена 12-вольтового аккумулятора, чистка системы кондиционирования;
- каждые 4 года или 600000–80000 км замена охлаждающей жидкости батареи;
- каждые 50000-60000 км замена масла в редукторе.
Если вы уже купили китайский электромобиль Zeekr, американскую Tesla или другой электрокар, сразу ознакомьтесь с рекомендациями производителя касательно технического обслуживания. В руководстве по эксплуатации электромобиля должны быть указаны сервисные интервалы и вся информация, которую важно учитывать как при использовании, так и при обслуживании машины.