Контакты
Автосалон новые авто и с пробегом
+375 (29) 153-10-10
+375 (29) 153-10-10
Минск
+375 (29) 153-10-10
+375 (29) 153-10-10

Зачем электромобилям искусственные звуки?

Одна из ключевых особенностей электромобилей – почти полное отсутствие шума при движении на малых скоростях. И хотя на первый взгляд это кажется преимуществом, на практике возникла неожиданная проблема: их трудно услышать. Особенно это касается пешеходов, велосипедистов.

Почему электрические автомобили, созданные как символ прогресса и экологичности, теперь обзаводятся звуками? Зачем им искусственный шум и откуда берется звук электромобиля? 

Зачем электрокару нужен звук?

Электромобили почти не издают шума на скорости до 30 км/ч, особенно в городской среде. Это создает потенциальную угрозу для пешеходов, которые ориентируются в пространстве не только зрительно, но и на слух. Особенно уязвимыми становятся люди с нарушениями зрения: для них звук приближающегося автомобиля – это критически важная часть навигации и безопасности.

На низкой скорости даже минимальный звук шин или воздуха не воспринимается как угроза. В условиях плотной городской застройки, при активном пешеходном движении и шумовом фоне улиц, электромобиль может оказаться «невидимым» участником дорожного движения.

Проблема дошла до уровня регулирования. В странах Европейского союза, США, Японии и других регионах уже приняты законодательные нормы, обязывающие производителей оснащать электромобили акустическими системами. Например, в ЕС с 2019 года действует правило, требующее, чтобы новые электрокары на малой скорости издавали звук не тише 56 дБ.

Таким образом, добавление искусственного звука – это не только вопрос комфорта или фирменного стиля, но и необходимость, продиктованная безопасностью и законом.

Откуда берется звук электрокара?

Звук электромобиля – это не просто шум, а результат инженерной и креативной работы. Производители создают специальные аудиосигналы, которые должны одновременно быть заметными, не раздражающими и ассоциироваться с брендом. Вариантов подхода несколько: от имитации двигателя внутреннего сгорания до футуристических и даже музыкальных звуков.

Звуки электромобилей

Динамики, через которые воспроизводится звук, обычно располагаются снаружи автомобиля – в районе переднего или заднего бампера, а иногда в колесных арках. Это позволяет направленно распространять звук в сторону потенциальных участников движения. Некоторые модели также используют внутренние динамики для имитации шума в салоне, усиливая ощущения водителя.

Сам звук подстраивается под условия движения. На низкой скорости он мягкий и монотонный, а с увеличением скорости становится интенсивнее. Также он может изменяться при ускорении, торможении или движении задним ходом, чтобы предупредить окружающих о поведении авто.

Над созданием звуков работают команды звукорежиссеров, инженеров и дизайнеров. Их задача – найти баланс между слышимостью, уникальностью и комфортом. В этом процессе участвуют не только технические специалисты, но зачастую еще и профессиональные композиторы.

Примеры и подходы разных брендов

Ниже рассмотрим, как именно популярные бренды электрических автомобилей подходят к теме искусственного звучания электрокаров:

  • Audi. Компания активно инвестирует в разработку звуковых решений. Для линейки e-tron Audi привлекла профессиональных звукорежиссеров, создающих характерный саундтрек электромобиля, который усиливается с набором скорости. 
  • Nissan. Один из пионеров в этой области. Система AVAS (Acoustic Vehicle Alerting System), установленная в Nissan Leaf, издает специальный тон при движении на скорости до 30 км/ч. Звук адаптирован для лучшего восприятия людьми и соответствует международным требованиям по безопасности.
  • BMW. Бренд пошел еще дальше и начал сотрудничать с известным композитором Хансом Циммером. Совместно они разрабатывают звуки для линейки BMW i, чтобы передать эмоции от вождения и создать уникальное аудиальное восприятие, превращая движение в своего рода перформанс.
  • Tesla. Компания экспериментирует с кастомизацией. Некоторые модели позволяют пользователям выбирать звуки сигнала и даже использовать нестандартные аудиофайлы для отдельных функций. Хотя на низкой скорости используется стандартный шум, компания делает ставку на гибкость и обновления через ПО.

Эти примеры показывают, насколько по-разному бренды подходят к задаче: от строгого соблюдения нормативов до создания полноценного аудио-бренда.